“Четыре тысячи мертвых американцев и пригоршня фотографий”, или Кому-то недостаточно фотографий убитых американцев

Friday, 18 September 2009

Начало и конец войны всегда сопровождаются громким хором мобилизованных средств массовой информации. Армия, воюющая длительное время, не любит профессиональных очевидцев своей смертельной работы и просит журналистов отдохнуть где-нибудь подальше от линии фронта.


Photograph: Julie Jacobson/AP

14 августа 2009 года, фотокорреспондент агентства Associated Press Джулия Якобсон сопровождала подразделение морских пехотинцев в Афганистане. Их отряд был обстрелян боевиками движения Талибан. Один из пехотинцев, Джошуа Бернард, получил тяжелые ранения ног. Джулия Якобсон успела сфотографировать упавшего в грязь пехотинца, в то время, как товарищи пытались оказать ему помощь. Через несколько дней, Бернард умер в полевом госпитале.

Информационное агентство Associated Press опубликовало фотографии Якобсон через три недели после смерти Бернарда, в полном соответствии с правилами, которыми разрешается публикация изображения мертвых солдат только после того, как об их смерти будут извещены ближайшие родственники. Несмотря на это, министр обороны США Роберт Гейтс и родные солдата обвинили агентство в отсутствии сострадания и назвали решение о публикации фотографий безнравственным.

“Я не могу себе представить боль и страдания, которые причинила смерть младшего капрала Бернарда его семье. Я не понимаю, почему ваша организация пренебрегает пожеланием родственников солдата, ведь это приведет к еще большим страданиям близких», сказал Гейтс. «Ужасает отсутствие сопереживания и здравого смысла в желании поместить изображение их искалеченного и раненого ребенка на первые страницы американских газет”

В ответ на критику, глава фотослужбы AP Сантьяго Лион заявил, что фотография иллюстрирует жертвенность и бесстрашие сражений в Афганистане. «Мы чувствуем, что должны показать реальность войны [в Афганистане], однако иногда она бывает неприятной и бесчеловечной».

Агентство подтвердило, что изображение было показано семье солдата, но репортеры не просили дать им специальное разрешение на публикацию, хотя родители Джошуа Бернарда не хотели, чтобы фотография была опубликована.

Большинство американских газет, которые опубликовали репортаж AP о смерти Бернарда, выбрали другие фотографии, вместо той, на которой изображен смертельно раненый пехотинец. Некоторые газеты опубликовали репортаж совсем без фотографии.

В штате Мэн, родном штате Бернарда, как минимум, пять газет опубликовали одну или две фотографии AP на главной странице, но, ни одна из газет штата не использовала фотографию раненого пехотинца. Вместо этого, четыре газеты штата выбрали фотографию Бернарда, прицеливающегося из своего оружия до того, как он был ранен.

Фотографии убитых или смертельно раненых американских военнослужащих очень редки. Образ гибнущего солдата плохо влияет на общественное мнение. Значит, в интересах государства, имеет смысл нейтрализовать любопытство вездесущих журналистов. У министра обороны, тем более американского, нет возможности запретить новостному агентству публиковать фотодокументы, зато есть возможность ограничить работу фотографов в районе боевых действий, а если такие изображения, все-таки, бывают опубликованы, военные устраивают журналистам проблемы с аккредитацией.

/Ниже опубликован перевод статьи в the New York Times от 26 июля 2008 года. В статье рассказывается о том, как Армия США борется с фотокорреспонлентами. Судя по всему, за прошедший год, ситуация не изменилась./

Государства мало чем отличаются друг от друга в основных своих проявлениях, поэтому, на вышеприведенном примере можно представить себе взаимодействие российских армии и СМИ во время чеченских войн. И если Первая Чеченская война отличалась относительной журналистской анархией, то уже во время Второй войны, работа средств массовой информации жестко контролировалась военными.

Нет смысла осуждать цензуру государства, размахивая лозунгами о свободе прессы. Можно сказать честно: как правило, все дело в личном интересе журналистов. Совсем не желание сделать «хорошую карточку» заводит фотографов под пули, но, в первую очередь, привилегия находиться в миллиметре от острия событий, направленного в сердца других людей. Свидетельства профессиональных очевидцев, демонстрирующих другим людям наиболее трагические моменты истории, в итоге, оборачиваются для государства негативным общественным мнением.

В борьбе личного и общественного интереса, государство всегда будет сильнее, и вряд ли военная журналистика вернется в золотые для неё времена абсолютной открытости вьетнамской войны.

Фотографирование конфликтов — трудная, опасная и не благодарная работа, поэтому отговорки, что «война начинается ровно тогда, когда приезжает CNN, и заканчивается, когда CNN уезжает» , к сожалению, не являются правдой, иначе, для того, чтобы закончить войны, достаточно было бы разогнать журналистов и спилить телебашни.

Вчера в Афганистане , в результате взрыва автомобиля под управлением смертника, погибли, по меньшей мере, 16 человек. Еще 55 человек были ранены. Никто из CNN не погиб. Телевизионщиков там просто не было. Война — продолжается.

zoriah-miller
photo:Zoriah Miller

Зорах Миллер (Zoriah Miller), фотограф-фрилансер, сделал эту и другие фотографии морских пехотинцев, убитых во время атаки самоубийцы 26 июня 2008 года. Он разместил их на своем веб-сайте. После этого, ему запретили работать в зоне ответственности морских пехотинцев в Ираке. Генерал Джон Келли, командующий морскими пехотинцами в Ираке, предлагал запретить Миллеру работать в вооруженных силах США. Фотограф был вынужден покинуть Ирак.

zoriah-miller2
photo:Zoriah Miller

На фотографиях Миллера, размещенных на его веб-сайте, также изображены иракцы пострадавшие от взрыва.

stefan-zaklin
Photo: Stefan Zaklin/European Pressphoto Agency

В ноябре 2004 года, Стефан Жаклин (Stefan Zaklin), фотограф, работавший для European Pressphoto Agency, был прикомандирован к одному из подразделений армии США в Ираке. Мистер Жаклин, сфотографировал этого солдата, который был застрелен в Фалудже, в одном из домов, который повстанцы использовали как базу. Фотография была опубликована в нескольких европейских изданиях и Жаклину немедленно запретили работать с этим подразделением.

robert-nickelsberg
Photo: Robert Nickelsberg/Getty Images for The New York Times

Двум журналистам работавшим для газеты New York Times аннулировали аккредитацию в январе 2007 года, после того, как газета опубликовала фотографию смертельно раненого солдата. Несмотря на то, что солдат был застрелен в голову и умер через несколько часов после того, как фотография была сделана, генерал Raymond T. Odierno объяснил лишение журналистов аккредитации тем, что они нарушили правила и не взяли разрешение у солдата.

michael-kamber
Photo: Michael Kamber for The New York Times

После того, как Michael Kamber, по заданию The New York Times, сфотографировал раненого американского солдата в Латифии (Ирак) в 2007 году, военные представители по связям с общественностью сказали ему, что эта фотография не должны быть опубликована. Несмотря на то, что правила запрещают публикацию без разрешения фотографий только тех солдат, которых можно идентифицировать, лейтенант Josslyn Aberle настойчиво утверждала в телефонном разговоре с мистером Камбером, что фотографии, на которых видны лица не раненых солдат не могут быть опубликованы. Через несколько дней, она еще больше ужесточила правила, сказав, что не может быть использована любая фотография на которой видны солдатские опознавательные шевроны.

chris-hondros
Photo: Chris Hondros/Getty Images

Chris Hondros из Getty Images находился в составе армейского подразделения в Tal Afar 18-го января 2005 года, когда один из солдат на контрольно-пропускном пункте убил родителей этой забрызганной кровью девочки. Фотография была опубликована в СМИ всего мира. Мистер Hondros был отозван из подразделения, но, позже, был прикомандирован к подразделению в другом городе.

george-strock
Photo: George Strock/Time & Life Pictures/Getty Images

После жесткой цензуры на публикацию фотографий американских катастроф во время Первой Мировой и начала Второй Мировой войн, президент Франклин Делано Рузвельт отменил ограничения. Вскоре после этого, в сентябре 1943 года, журнал LIFE опубликовал изображение трех мертвых американских солдат и их корабля в Буна Бич, Новая Гвинея, попавших в японскую засаду.

larry-burrows
Photo: Larry Burrows/Time & Life Pictures, via Getty Images

16 апреля 1965 года, журнал LIFE опубликовал большое фотоэссе журналиста Larry Burrows, посвященное экипажу вертолета, подвергнувшегося атаке во Вьетнаме. На обложке журнала была размещена фотография командира экипажа James C. Farley. Его руки сжимают заклинивший пулемет, он что-то кричит, рядом с ним лежит умирающий пилот James E. Magel.

larry-burrows2
Photo: Larry Burrows/Time & Life Pictures, via Getty Images

На фотографии Larry Burrows изображены морские пехотинцы выносящие тело товарища из-под вражеского огня. Фотография была впервые опубликована в журнале LIFE 28 октября 1966 года. На заднем плане видна фотограф Кэтрин ЛеРой.

don-mccullin
Photo: Don McCullin/Contact Press Images

Британский военный фотограф Don McCullin работал во Вьетнаме в конце 1960-х годов и в Ираке в 2003 году. Он полагает, что «абсолютный доступ», которым обладали фотографы во время вьетнамской войны был очень важен для . «В течении двух недель я был вместе с морскими пехотинцами в Хо», сказал мистер McCullin, вспоминая историческое сражение в 1968 году, во время которого он сделал эту фотографию. «Они потеряли около 70 человек. Я фотографировал мертвых и раненых, без каких бы то ни было запрещений. Сейчас они бы не согласились на это. Сейчас они обращаются с вами как с собакой на привязи».

Четыре тысячи мертвых американцев и пригоршня фотографий.

4,000 U.S. Deaths, and a Handful of Images
July 26, 2008
By MICHAEL KAMBER and TIM ARANGO

БАГДАД — Пример фотографа-фрилансера, которому запретили освещать действия морских пехотинцев в Ираке после того, как он опубликовал фотографии их погибших товарищей, подчеркивает, как считают некоторые журналисты, усиливающееся стремление американских военных поставить под свой контроль видео– и фото– изображения, сделанные на войне.

26 июня, фотограф Зорах Миллер (Zoriah Miller) сфотографировал тела мертвых пехотинцев погибших вследствие атаки самоубийцы и разместил их на своем веб-сайте. Через некоторое время ему запретили работать в районе действий корпуса морских пехотинцев. Генерал Джон Келли (John Kelly), командир пехотинцев в Ираке, сейчас ищет возможность воспрепятствовать деятельности мистера Миллера в вооруженных силах США по всему миру. Некоторое время назад, Миллер покинул Ирак.

В отличие от конфликта во Вьетнаме, который был замечателен для журналистов настолько открытым доступом к войскам, что, как говорили критики, ночные новости истекали кровью. Иракская война отмечена другой крайностью: после пяти лет боев и более чем 4000 убитых солдат, поиск выдал меньше полудюжины фотографий мертвых американских солдат.

Это трудноразрешимая проблема, с противоречивыми претензиями [военных и журналистов], которые часто трудно осознать в век мгновенной связи через весь земной шар с помощью Интернета, «благодаря» которому, семьи могут испытать внезапное горе, а товарищи, оставшиеся на поле битвы, гнев.

В то время, как администрация Буша подвергается критике за явные политические манипуляции, запрещая фотографии задрапированных флагом гробов, проблема выглядит еще более эмоциональной в зоне конфликта: военные командиры обеспокоены соблюдением секретности при публикации изображений мертвых американских солдат, а также унижением достоинства павших товарищей.

Большинство газет отказываются публиковать такие картинки по принципиальным соображениям. Но противники войны, защитники гражданских свобод и журналисты утверждают, что демонстрация образов войны полезна для общества и что американцы имеют право видеть, в любом виде, человеческую цену войны, которая, как показывают опросы, непопулярна среди американцев .

Журналисты говорят, что сейчас стало труднее, чем раньше, сопровождать войска в Ираке во время военных миссий. Все чаще ограничивается доступ на когда-то всегда открытые мемориальные службы, посвященные убитым солдатам. Ранее свободно фотографировались задержания, но Министерство обороны, ссылаясь на права заключенных, недавно приостановило эту практику.

И, несмотря на то, что публикация фотографий мертвых американцев не запрещается правилами, в соответствии с которыми прикомандированные журналисты путешествуют вместе с армейскими подразделениями, случай с Миллером подчеркивает очевидную реальность иракской войны: публикация таких фотографий , даже в соответствии с правилами, может привести к исключению журналиста из числа аккредитованных при армии.

«Это абсолютная цензура», сказал мистер Миллер. «Я сделал фотографию того, что им не понравилось, и они вычеркнули меня. Определение того, что я могу фотографировать и что я не могу – это самая четкая формулировка цензуры».

Представители корпуса морских пехотинцев отрицают, что командование пытается ограничить работу новостных медиа и утверждают, что мистер Миллер нарушил внутренние инструкции. Проблема в безопасности, говорят они.
«В частности, мистер Миллер представил нашим врагам отчет об эффективности их атаки и ответных действиях американских и иракских вооруженных сил», сказал генерал-лейтенант Chris Hughes, представитель корпуса морских пехотинцев.

Новостные организации считают, что подобные ограничения являются одной из причин упадка освещения войны, вместе с опасностью для жизни, слишком высокой стоимостью финансирования работы журналистов для СМИ, находящихся в кризисе, и снижения интереса к войне среди американцев . Согласно недавним подсчетам, сейчас только полдюжины западных фотографов работают на войне, в которой участвуют 150,000 американских солдат.

Говоря о мистере Миллере, главный военный представитель Багдаде сообщил, что сейчас идет просмотр его фотографий и, согласно предварительным оценкам, до сих пор, он не нарушал правила установленные командованием многонациональных сил. Представитель, на условиях анонимности сказал, что сейчас идет расследование и подчеркнул, что мистеру Миллеру все еще разрешено работать в Ираке, однако он не будет допущен в военные подразделения.

Роберт Рейд (Robert H. Reid), глава багдадского бюро агентства The Associated Press, считает, что самая главная проблема в отсутствии контакта между официальными лицами в Вашингтоне, которые еще до начала войны придумывают внутренние правила для прикомандированных журналистов и солдатами, которые должны взаимодействовать с журналистами – и быть впоследствии ответственными за их репортажи.

«Я не думаю, что военнослужащие серьезно относятся к прикомандированным журналистам», сказал мистер Рейд.
«Во время вторжения, много раз звучало что-то вроде ‘Ого-го, мы наподдали им на кучу телевизионных репортажей’»

Он сказал, что нынешняя ситуация имеет свои нюансы и непредсказуема. Обычно, допуск репортеров к работе с войсками «очень сильно зависит от командования на местах». Больше всего, он добавил, «они всегда озабочены трупами».

Вот факты случившегося с Миллером.

Утром 26 июня, тридцатидвухлетний мистер Миллер был прикомандирован ко Второму батальону третьего пехотного полка в городе Гарма, в провинции Анбар. Фотограф вежливо отказался от предложения морских пехотинцев прибыть на встречу в городской совет и, вместо этого, отправился в пешее патрулирование вместе с подразделением.

После того, как самоубийца взорвал бомбу внутри городского совета, убив 20 человек, включая 3-х морских пехотинцев, Миллер прибыл туда одним из первых. На его фотографиях запечатлелась ужасная картина, с частями тел, разбросанных по земле и грудой выпотрошенных трупов. Мистер Миллер имел возможность фотографировать меньше чем 10 минут, прежде чем был выведен с места события.

Миллер сообщил, что провел три дня на базе пехотинцев, редактируя свои фотографии, которые затем показал солдатам. После того, как они сказали, что не могут идентифицировать мертвых пехотинцев, Миллер решил, что действует в рамках правил, запрещающих показывать мертвых солдат, которых можно узнать, до того об их смерти узнают их семьи. Согласно записям, мистер Миллер опубликовал фотографии на своем сайте ночью 30 июня, три дня спустя после того, как были извещены семьи погибших пехотинцев.

На следующее утро, высокопоставленный представитель морской пехоты потребовал, чтобы Миллер удалил эти фотографии. Когда фотограф отказался подчиниться, его разрешение на работу было аннулировано. К нему была приставлена охрана, чтобы не допустить конфликтов с пехотинцами.

Третьего июля, мистеру Миллеру было вручено письмо подписанное генералом Келли, запрещающее ему появляться на базе морских пехотинцев. В письме утверждалось, что журналист нарушил пункты 14(h) и (o) правил, которыми устанавливается запрет на публикацию без предварительного одобрения информации о «тактике, методике и порядке осуществления деятельности [армии США], свидетелем которых стал журналист», или «информации об эффективности вражеской деятельности».

«Для отказа в работе Миллеру, морская пехота использовала фразу-ловушку, которая может быть использована против всего, что делает журналист», сказал Joel Campagna, координатор Комитета Защиты Журналистов на Ближнем Востоке.

Согласно новым правилам принятым весной 2007 года, журналисты должны взять разрешение у раненых солдат, прежде чем опубликовать их изображения, что почти невозможно, если солдаты тяжело ранены, говорят журналисты. Несмотря на то, что правила разрешают публикацию фотографий мертвых солдат после оповещения членов их семей, на практике, говорят фотографы, военные строго карают за редкие случаи, когда такие изображения появляются. В четырех случаях из пяти, после публикации таких фотодокументов газетой The New York Times, фотографы был немедленно лишены аккредитации в Ираке.

Во время первого из таких инцидентов, Стефан Жаклин (Stefan Zaklin) из European Pressphoto Agency запретили работать в армии после публикации фотографии мертвого армейского капитана лежащего в луже крови в Фалудже в 2004 году.

В январе 2007 года два журналиста из the New York Times были лишены аккредитации после того, как газета опубликовала фотографию смертельно раненого солдата. Несмотря на то, что солдат был ранен в голову и умер через несколько часов после того, как фотография была сделана, генерал-лейтенант Реймонд Одерино (Raymond Odierno) объяснил, что The Times нарушила правила, опубликовав фотографию не получив разрешение у солдата.

Крис Хондрос (Chris Hondros) из Getty Images находился вместе с армейским подразделением в Tal Afar 18-го января 2005, когда солдаты убили родителей из безоружной иракской семьи. После того, как фотографии их кричащей окровавленной дочери были опубликованы по всему миру, мистера Хондроса удалили из подразделения, к которому он был прикомандирован (хотя, мистер Хондрос отметил, что вскоре его прикомандировали к воинской части в другом городе).

Все чаще, фотографы говорят, что военные позволяют им работать с ними, но держат их подальше сражений. Франко Паджетти (Franco Pagetti) из VII Photo Agency сказал, что военные часто мешают ему, когда он пытается попасть на линию фронта.

В апреле 2008 года, мистер Паджетти пытался сделать репортаж о большом сражении в Багдаде. «Командир отказался допустить меня на место событий. Он сказал, что это небезопасно. Я знаю, что это опасно, я на войне. Это было так же небезопасно, когда я был в Ираке в 2003 году, но военные не препятствовали нашей работе. Теперь они делают это», сказал Паджетти.

Джеймс Ли (James Lee) бывший морской пехотинец, который вернулся в Ирак как фотограф, был прикомандирован к пехотинцам весной 2008 года, когда они втянулись в сражение в южном порту Басра, на стороне иракских войск.

«Нам оставался час езды до Басры, когда они сказали мне, что я должен вернуться назад. Мне сказали, что генерал Келли не хочет, чтобы глаза западного человека видели это», сказал он, имея в виду генерала, который запретил работать мистеру Миллеру.

Представители военных настаивают на том, что правила для прикомандированных журналистов являются только основой. «Командиры вправе сами принимать решения. Это часть их работы», сказал полковник Стив Бойлан (Steve Boylan), представитель по связям с общественностью генерала Дэвида Пэтрюс (David Petraeus), высшего командира в Ираке. Для многих военных, юридические или философские дебаты о свободе прессы не имеют смысла. Капитан Эстебан Викерс (Esteban Vickers), который знал двух пехотинцев убитых в Гарме, назвал фотографии своих убитых товарищей, размещенные в интернете на всеобщее обозрение, оскорбляющими их память и их жертву.

«Мистер Миллер полностью лишен уважения к этим пехотинцам, их друзьям и семьям», сказал капитан Викерс. «Как мы объясним их детям и родным распространение этих изображений спустя несколько дней после трагедии?»

Мистер Миллер, который 9 июля возвратился в Соединенные Штаты, был удивлен тем, что его фотографии вызвали такой шум.

«Изображения, которые я создал на месте взрыва самоубийцы, являются фотографиями происшествия, которое случается каждый день по всей стране. Факт того, что подобные фотографии невероятно шокируют людей, говорит о том, что военные сделают все что угодно, чтобы ограничить распространение таких фотографий. Значит, эти изображения работают», сказал Миллер.


Sorry, the comment form is closed at this time.

  • Всемирные фотографические новости

Switch to our mobile site

Switch to our mobile site