[на главную страницу]

Новая старая выставка фотографий The Beatles. Интернетные СМИ нагло пренебрегают фактчекингом.

Выставки,Новости 28 February 2010, 11:39 am Comments Off

18 февраля, в Бирмингеме, открылась очередная выставка английского фотографа Тома Мюррея, посвященная фотосессии группы The Beatles, состоявшейся в июле 1968 года в Лондоне, и получившей название “Mad Day Out” («Сумасшедший выходной день»).

Газета The Daily Mail опубликовала заметку, из которой можно понять, что выставка – совсем недавно организованное мероприятие, чуть ли не дебют фотографий Битлз, . Российские онлайн-СМИ скопипастили «новость» у ДейлиМейл, а потом и друг у друга, еще сильнее извратив факты.

В газете The Daily Mail, от 19 февраля, сообщается, что а) представленные на выставке 23 фотографии Битлз были сделаны в июле 1968 года фотографом Томом Мюрреем, б) пленка нашлась совсем недавно во время уборки в студии и в) эти снимки до сих пор никто не видел, то есть, они были забыты в течение сорока лет.

В то же время, заголовок заметки говорит немного о другом: “John Lennon plays dead in prophetic unseen photo left in bank vault for 30 years“, что переводится примерно так: «Джон Леннон изображает мертвеца на пророческой фотографии, 30 лет пролежавшей в банковском сейфе».

У нормального читателя обязательно возникнут естественные вопросы: где же пролежали 30 лет пленки? в сейфе или все-таки в студии? Все ли нормально с новостью, если её заголовок противоречит содержимому?

Наши новостные сайты, как настоящие копипастеры, просто переписали непонятные новости так, как им хочется и опять ввели читателей в жестокое заблуждение.

Никто не захотел проверить «новость», опубликованную Дейли Мейл, и узнать что, на самом деле, пленки Тома Мюррея вовсе не нашлись в студии, а спокойно пролежали в банковском сейфе 30 лет и были вынуты оттуда еще в конце 90-х годов прошлого века. Фотограф напечатал ограниченным тиражом каждый из 23-х сохранившихся кадров и уже больше десяти лет продает эти принты любому желающему.

Фактически, выставке “Mad Day Out” исполнилось сто лет еще в обед. Можно сказать, что заметка в Дейли Мейл написана в стиле churnalism (журналистика, переписывающая пресс-релизы), т.е., в данном случае, плохая английская журналистика встретилась с ужасной российской журналистикой, более того, они друг друга стоят.

Самой точной оказалась ЛентаРу. Содержание английской заметки передано своими словами, добавлены второстепенные факты, двусмысленные места аккуратно пропущены. Сайты Gzt.ru, Newsru.com, Комсомолка радио Маяк просто заменили 30 лет на «логичные» 40, и сообщили о фотографиях, как о найденных при уборке студии.

Я нашел в сети два интервью Тома Мюррея. Ниже можно прочитать перевод одного из этих интервью и узнать подробности лондонской фотосессии Битлз из первоисточника.

The Beatles в Лондоне – Интервью с Томом Мюрреем

http://www.retrosellers.com/features35.htm

В июле 1968 года фотограф Том Мюррей получил шикарное задание. Его попросили помочь [известному военному фотографу] Дону МакКулину на фотосъемке. Том не предполагал, что ему придется целый день фотографировать самых больших знаменитостей десятилетия, группу The Beatles. Тем не менее, в нужный момент он сохранил самообладание, отлично отработал и создал 23 изображения с The Beatles на всех импровизированных точках съемки в Лондоне. На следующий день, The Beatles записали «Hey Jude».

Мюррей проявил пленки и, неожиданно, запер их в банковскую ячейку, на больше чем тридцать лет. Сейчас, Том продает ограниченные тиражи отпечатков каждого кадра. Он согласился рассказать о своей жизни, работе и о том дне, когда фотографировал The Beatles.

Фотограф Том Мюррей работал со следующими знаменитостями: Elizabeth Taylor, Yvonne De Carlo, Richard Burton, Jill St. John, Sir Hardy Aimes, Giorgio Armani, Angelica Huston, Elizabeth Montgomery, Dirk Bogarde, Dustin Hoffman, John Huston, John Schlesinger, Pierre Cardin, Calvin Klein, Michael York, George Cukor, Ralph Lauren, Luchino Visconti, John Weitz, Anthony Andrews, Ian McShane, Kate Nelligan, David Lean, Caspar Weinberger, Lindsay Anderson, H.R.H. Princess Margaret and, of course, The Beatles

Digger: Это крутая история, Том. Действительно ли фотографии находились под замком все это время?
Том: Да. Когда я работал на the Sunday Times magazine, один из самых великих фотографов, Eve Arnold, посоветовала мне сохранять лучшие картинки «для пенсии». Я начал выбирать и откладывать самые лучшие мои фотографии. Они хранились в разных папках. Однажды, в моей лондонской студии случился пожар и многие из моих африканских фотографий были безвозвратно повреждены, потому что были защищены от огня, но не от воды. После этого я положил мои лучшие работы в банк. Сливки моей работы. Самыми драгоценными стали 23 фотографии the Beatles.

Digger: Ты действительно не представлял себе, кого придется фотографировать в тот день?
Том: Дон МакКуллин попросил меня только повозить его самого и оборудование для съемки [по Лондону]. Этот тип фотосессии очень отличался от его обычных крупнозернистых черно-белых изображений и его крутой военной работы. Я поехал домой к своим родителям в Суффолк, чтобы забрать мою гордость и радость, красный Jaguar XK150. Я жил в Лондоне на Brynston square и не мог там парковать машину, поэтому держал машину в Суффолке. Дон не сказал мне, кого мы будем фотографировать. Он только посоветовал «Принеси свою камеру – ты можешь сделать несколько хороших кадров». Чувак, он был прав.

Digger: О чем ты подумал, когда понял, что это были Beatles, и мешало ли тебе что-нибудь сосредоточиться на работе?
Том: На момент съемки, я уже 9 лет работал фотографом, в том числе, несколько лет в Африке. Я разволновался, когда увидел, кого мы должны были фотографировать, но быстро взял себя в руки. Проблемой оказалось то, что я взял с собой только одну камеру, два ролика цветной пленки, у меня не было вспышки и штатива. Сейчас я фотографирую для себя на черно-белую пленку, а за деньги, в 99 случаях из 100, на цветную. В тот день, Дон МакКуллин использовал черно-белую пленку, а я, к счастью, цветную.

Digger: Можешь рассказать о том дне? Как проходила фотосессия и как тебе удалось придумать столько разных поз для Битлз?
Том: О том дне можно рассказать на целую книжную главу. Дон МакКуллин руководил съемками, а я понял, что у меня появилась уникальная возможность фотографировать то, что мне понравится. Фотографы всегда мечтают свободно фотографировать то, что им хочется: без инструкций, команд и ограничений.
The Beatles отлично подходили для такой работы. Пол принимал различные дурацкие позы, если замечал, что находился в поле моего зрения. Я наблюдал за ним краем глаза и успевал делать отличные непосредственные снимки.
Странный кадр получился, когда мы были на Темзе. Джон лег на землю и притворился мертвым. Битлз заулыбались. Я не стал фотографировать это. Тогда они сделались смертельно серьезными, Джон открыл глаза, а Битлз внимательно посмотрели на него. Я сделал кадр. Джона закрыл глаза, Джордж надел его очки. Я сфотографировал еще раз. Этот эпизод занял несколько секунд. Меньше всего я мог предполагать, что окажусь в Нью-Йорке, когда Джона застрелят. Журнал Тайм хотел опубликовать эту фотографию на обложке, но потом счел её слишком жуткой. (обложка Time за 22 декабря 1980 года — и.к)

Digger: Что тебе запомнилось больше всего во время фотосессии с Битлз?
Том: Больше всего запомнилось удовольствие, которое я получил в тот день. Битлз были прекрасны, а у меня появился третий глаз. Поэтому я чувствовал, что у меня получились самые классные цветные фотокарточки.

Digger: Кто из Битлз был самым отзывчивым, кто получился лучше всех и кого из великолепной четверки вы предпочитали фотографировать в тот день?
Том: Одна из моих любимых фотографий – портрет Джорджа, который был напечатан для моей выставки в Лондоне самым первым. Я всегда знал, что это крутой кадр, но все-равно покрылся мурашками, когда впервые разглядывал эту сказочную фотографию. Еще одна моя любимая фотография: Пол, Ринго и Марта, его любимая собака. Я и не знал, что Ринго посвятил Марте песню «Моя дорогая Марта».

Digger: Какие альбомы Beatles у тебя есть?
Том: Однажды, на Рождество, мне подарили один сборник песен Битлз, но сейчас у меня его уже нет. Мои кассеты годами проигрывались на автомобильном стерео и я стирал записи.

Digger: Какую камеру, какие приемы и технологии ты применял?
Том: Я использовал 35 мм камеру Nikon F и пленку Kodak Ektachrome. Никаких приемов и вспышки. Мне посчастливилось работать с некоторыми из лучших фотографов мира. У меня хороший глаз.

Digger: Есть что-нибудь, что ты изменили бы в работе, которую сделал в тот день?
Том: В тот день, если бы я знал о съемке, я мог взять с собой больше оборудования, камер и объективов, но, возможно, потерял бы естественность, которой отличаются мои фотографии. Они свидетельствуют, что «чем меньше, тем лучше».

D: Вам надоедали какие-нибудь почитатели Битлз?
Том: Фанаты вели себя очень хорошо, но мы не могли долго оставаться на одном месте, благодаря тем из них, кто приезжал на машинах. «Сарафанное радио» работало не переставая. Отработав на Темзе, мы решили поехать домой к Полу в район St. John’s Wood, и вдруг услышали грохот. Это были фанаты, бегущие по булыжной мостовой за нами. Когда мы прибыли к дому Пола, там уже стояли девушки и ждали. Мне стало очень интересно, где они были сегодня и что подумали, когда Прекрасная Четверка подъехала.

Digger: Это правда, что бродяга на одной из фотографий совершенно не заметил присутствия королей поп-музыки и свое попадание в историю этой музыки?
Том: Бродяга так и не узнал, кто посидел рядом с ним, потому что проспал всю съемку. Я очень удивлюсь, если он еще жив.

Digger: Возможно, есть еще спрятанные фотографии, о которых мы однажды узнаем?
Том: К сожалению, я уничтожил другие слайды, сделанные в тот день…но сохранил лучшие.

Digger: Будете ли вы издавать книгу с этими фотографиями?
Том: Я только что достал изображения Битлз из сейфа, и кто знает, что случится в будущем? Наверное, я сделаю еще несколько серий этих фотографий. Одну из серий я пожертвую в фонд ‘Make A Wish’, который исполняет желания очень больных детей. Это благое дело и я сочту за честь участвовать в нем. Я также пожертвую несколько принтов благотворительной организации ‘Project Angel Food’ из Лос-Анжелеса, помогающей больным СПИД-ом.

Digger: Какое настроение было у The Beatles в тот день? Приподнятое или фотосесия стала для них только еще одной работой?
Том: У ребят было замечательное настроение. Йоко что-то советовала Дону, но я оставался один. Битлз все время что-то придумывали. Это была отличная фотосессия и она доставила мне большое удовольствие. За неделю до этого, я взял свою девушку на автомобильную фотосессию для Роллс-Ройса. В тот обычный летний день погода была ужасная, мы очень продрогли и промокли. Она сказала..нет..она почти умерла, когда я рассказал, что фотографировал Битлз.

Digger: Ты когда-нибудь еще встречался с the Beatles?
Том: Нет, больше никогда.

Digger: Ты фотографировал многих знаменитых людей – Элизабет Тейлор, Дастина Хоффмана, всяких поп-звезд. Можно ли сравнить с ними Битлз?
Том: Многие голливудские звезды, которых я с тех пор фотографировал, очень повлияли на мою карьеру. Я обнаружил, что чем выше ранг звезды, тем любезнее она была со мной. Я заработал их доверие, и никогда не показывал фотографии звезд, которые мне не нравились.

Digger: Что тебе нравится фотографировать больше всего?
Том: Я люблю фотографировать людей, но очень нервничаю и буквально заболеваю перед любой фотосессией. У меня была шикарная карьера, и я встречал прекрасных людей из всех слоев общества. Мне хорошо платили за удовольствие фотографировать, но я всегда стараюсь создать фотографии насколько возможно лучше, не обращая внимание на то, сколько мне заплатят. 1 фунт или 2000.

Digger: Какого рода работу ты делал в последние годы?
Том: В Штатах, я фотографировал моду для лучших дизайнеров, таких как Ralph Lauren, Calvin Klein, обложки для журналов Vogue, Time, GQ, Menswear, и т.д. Кроме того, я сделал много первоклассных каталогов. Тебе хорошо платят за красиво сфотографированную одежду. Это веселая съемка. Я стараюсь сделать съемку приятной для всех участников, все время болтаю и пытаюсь помочь всем расслабиться. Именно так получаются отличные фотографии.

Digger: Что ты можешь посоветовать молодым людям, начинающим фотографировать сейчас?
Том: Каждый, кто хочет чего-то достичь в фотографии, актерстве, в кино, или в чем-нибудь еще, должен пытаться, пытаться, пытаться. Лучше попытаться что-то сделать, чем сидя стуле восемьдесят раз произнести «Я хотел бы попробовать…»

Digger: Каковы твои впечатления и воспоминания о 1960-ых?
Том:
Я действительно счастлив, что был в Лондоне в 60-х и в 70-х, в Нью-Йорке 70-х и 80-х, затем в Лос-Анжелесе 80-х и 90-х, а сейчас вернулся в Великобританию, несмотря на то, за свою жизнь объездил много стран. Шестидесятые годы были великим временем. Центр мира находился в Лондоне. Вельветовые штаны хипстеров, магазин Томми Роберта, однообразная одежда для разной погоды, The Beatles и The Stones, The Kings Road, Twiggy, Jean Shrimpton, мой Ягуар, потом Lotus, Bentley и, в конце концов, Ferrari. Ночные состязания в скорости на Park Lane между Justin и Twiggy на Lamborghini. Лондон действительно танцевал свинг. Лучшие рестораны и Biba, и так далее.

Digger: Цифровые технологии улучшают результаты и стандарты или влияют в противоположном направлении?
Том: Цифровые технологии очень сильно влияют на производство фотографий. Вы по-прежнему нуждаетесь в хорошем взгляде и любви к свету, чтобы создать великую картинку. Но фотография стала скорее неаккуратной и это может быть поправлено на компьютере, хотя, того же результата лучше достичь с помощью камеры. Печально, но во многих колледжах и университетах Объединенного Королевства нет фотографов, чтобы учить фотографии. На многих из этих курсов преподают что угодно фотографическое, но не то, как делать картинки и продавать их в реальном мире.

Digger: Что значило быть своим в узком кругу модных людей 1960-ых?
Том: Шестидесятые доставили мне большое удовольствие. Я работал на одном из теплых лондонских местечек, и был самым молодым фотографом среди уполномоченных снимать Королевскую семью. Я путешествовал по всему миру, и прекрасно проводил время. Лондон был местом для жизни. Париж находится на расстоянии нескольких часов, и я проводил свои отпуска в Сан-Тропе и Риме.

Digger: Ты проводишь фотографические семинары. Как можно присоединиться к одному из них? Каковы твои планы на будущее?
Том: Я только что вернулся с Кипра, где читал лекции для 180 фотографов на Кипре. Обычно я читаю лекции в Штатах. В Британии мне говорят, что я слишком квалифицирован для этого. Мне понадобилось 40 лет, чтобы стать сверхквалифицированным. Я люблю рассказывать людям о том, что я делаю, объясняя свою работу. У меня нет никаких тайн кроме любви к фотографии и Богу, дающему свет, заставляющий фотографию воздействовать на людей.
Я пытаюсь учить людей, поскольку чувствую, что должен передать большую часть информации, которую получил за более чем 40 лет. Дальнейшие планы относительно фотографий Beatles еще не определены. Я буду держать тебя в курсе через этот вебсайт. Возможно, скоро у меня будет работа в Сингапуре. Как ты можешь видеть, мне не сидится на месте.

Ссылки по теме:

Beatles Mad Day Out, Summer of ‘68

Share|

Tagged in ,

Comments are closed.